суббота, 24 сентября 2011
Когда хобби в нашей стране еще только начиналось и заинтересованных лиц можно было помнить не только в лицо, но и по именам кукол, «СВОЯ шарнирка» была чем-то вроде далёкого ориентира, заманчивой мечты всех и каждого.
Большая часть из мечтающих хотела, собственно, не заработать на этом, а сделать куклу именно что для себя, по своей собственной задумке. Коммерческие перспективы — это тогда было что-то очень далекое и трудно воображаемое.
читать дальшеТак сложилось, что практически все они до сих пор топчутся на стадии мечты. Совершенствовать что-то для себя можно всю жизнь, сроки не поджимают, клиенты на мозги не капают, а выставлять свою работу на суд общественности, а уж тем более на рынок способны далеко не все.
Вперед вырвались те, кто четко понимал — мечты мечтами, а продажи продажами.
Немало среди них мастеров, которые до этого занимался авторской статичной куклой (в лучшем случае). Сыграли тут не талант и не художественное образование, как можно было бы подумать, а готовность предлагать свою работу за деньги, порой нескромные.
Требования к статику совсем не те, что к БЖД, отсюда и панические вопли «как же ЭТО можно продавать?» Раз продают, значит можно, считаю я.
И пока меня не обвинили в злобствовании и огульной критике всего прекрасного, перейду к примерам, которые мне не стыдно было бы показать (и похвастаться, как без этого) японским и корейским мастерам.
Их, по старой русской традиции, три.
1. Маэглин и ее, простите за тавтологию, Маэглин )))
В свое время эта кукла шокировала меня (и не только меня) качеством и изумительной проработкой всех деталей - от мейк-апа до одежды. Маэглин первая у нас создала цельный, законченный образ - образ, поражающий воображение профессионализмом и красотой. Пожалуй, до этой куклы я не верила, что такое действительно возможно у нас.

2. Лидия и ее малютки.
Удивительные, необычные и трогательные.

3. BOXX.
Я не так давно, всего год назад, узнала о ее куклах, но их пронзительная архетипичная красота поразила меня. Потрясающе, когда в творчестве человек идет своим собственным путем и создает практически шедевр.

Что главное отличает этих кукол?
Прежде всего, самобытность. Эти куклы — не попытка тупо скопировать японские/корейские образы, это самостоятельная творческая работа.
Вы, конечно, возразите, что фавной и темных эльфов на рынке полно, да и девушки с нестандартной фигурой появляются все чаще. Да только эти работы появились на свет ДО зарубежных аналогов. Это потом уже зверолюди и серокожие мужики распространились со скоростью телеграфа.
Наверно, Маэглин и Лидии стоило с самого начала выдавать себя за корейцев ))
Кстати, самой первой куклой, которую можно было по праву назвать БЖД, стала Аура, созданная Legend.
Вот она какая:

Но вернемся к нашим "баранам". Факт остается фактом. Отечественный «куклострой» по-прежнему, спустя почти пять лет, находится на уровне единичных кукол и далек от всемирной славы. Как ни горько это признавать.
Что же мешает?
1. Укоренившиеся стереотипы. Хорошее может быть только японское/корейское/на крайний случай китайское, только фирмА. Это приходилось слышать даже в отношении одежды, пошитой трудолюбивыми швеями Доллмора/Сума, что уж тут говорить о куклах. Мне часто кажется, что сайт на английском языке с географией «Сеул» в профиле существенно помог бы большей части русских мастеров.
Можно возразить, что не все так падки на «заграничное». Ну да, не все. Но 1-2, даже 10 кукол не накормят мастера. А остальные потенциальные клиенты, можно к гадалке не ходить, понесут свою ежемесячную дань Сум, потому что там же дают пятисотого точно такого же тиника ))
2. «Эффект болота», как я это неполиткорректно называю. Давайте-ка все вспомним, как это происходит ) Пока ты «собираешься» делать куклу — тебя все поддерживают и хвалят. Но не дай бог от слова перейти к делу. Редко какой «дизайнер», «человек с художественным образованием» или просто «сведущий в искусстве» пройдет мимо, не высказавшись по поводу кривой анатомии и некрасивого лица. Неудивительно, что большинство потенциальных скульпторов предпочитают годами «выбирать фурнитуру» и рисовать эскизы — положительных эмоций с этого гораздо больше.
3. Перфекционизм настоящих мастеров. Люди готовы годами полировать одну единственную голову, в то время как те, кто «не заморачиваются», уже вовсю продают. Не заморачиваются обычно китайцы...
4. Ну и трудности отливки их полиуретана в домашних условиях, куда же без них. Останавливаться на этом подробно не вижу смысла, те, кто когда-либо пытался делать кукол, знают это все не хуже меня.
По сути, у мастеров есть только два пути:
1.Делать качественно, но дорого. Эксклюзивные фарфоровые и керамические куклы — это красиво, но о каком массовом производстве можно говорить при такой стоимости материалов и работы?
2.Максимальное удешевление материалов и процесса. Можно я не буду приводить примеры? Мне лично не хочется, чтобы лицо русской шарнирки было дешевле, чем китайские игрушки.
Я когда-то мечтала, что вот когда-нибудь на пати будут презентовать свои новые работы мастера кукольники, и от желающих их купить отбоя не будет.
Возможно ли это? Есть ли настоящее будущее у русской шарнирки.
Раньше я думала, что да. Теперь скорее, что нет. Можно долго рассуждать об искусстве, но кукла — коммерческий продукт. Пока их не будут массово покупать, расцвета производства не будет. А вкладывать деньги в производство без особой надежды продать продукт мало кто решится.
Вот такой вот замкнутый круг.
Увы и ах, проект «русская шарнирка» движется ни шатко ни валко, и до расцвета нам, похоже, еще годы и годы (если этот расцвет вообще когда-нибудь наступит).
@темы:
статьи,
авторская шарнирка,
русское bjd-комьюнити
Да, знаю,я некропостер.
Просто люблю читать сначала.