суббота, 24 сентября 2011
Когда хобби в нашей стране еще только начиналось и заинтересованных лиц можно было помнить не только в лицо, но и по именам кукол, «СВОЯ шарнирка» была чем-то вроде далёкого ориентира, заманчивой мечты всех и каждого.
Большая часть из мечтающих хотела, собственно, не заработать на этом, а сделать куклу именно что для себя, по своей собственной задумке. Коммерческие перспективы — это тогда было что-то очень далекое и трудно воображаемое.
читать дальшеТак сложилось, что практически все они до сих пор топчутся на стадии мечты. Совершенствовать что-то для себя можно всю жизнь, сроки не поджимают, клиенты на мозги не капают, а выставлять свою работу на суд общественности, а уж тем более на рынок способны далеко не все.
Вперед вырвались те, кто четко понимал — мечты мечтами, а продажи продажами.
Немало среди них мастеров, которые до этого занимался авторской статичной куклой (в лучшем случае). Сыграли тут не талант и не художественное образование, как можно было бы подумать, а готовность предлагать свою работу за деньги, порой нескромные.
Требования к статику совсем не те, что к БЖД, отсюда и панические вопли «как же ЭТО можно продавать?» Раз продают, значит можно, считаю я.
И пока меня не обвинили в злобствовании и огульной критике всего прекрасного, перейду к примерам, которые мне не стыдно было бы показать (и похвастаться, как без этого) японским и корейским мастерам.
Их, по старой русской традиции, три.
1. Маэглин и ее, простите за тавтологию, Маэглин )))
В свое время эта кукла шокировала меня (и не только меня) качеством и изумительной проработкой всех деталей - от мейк-апа до одежды. Маэглин первая у нас создала цельный, законченный образ - образ, поражающий воображение профессионализмом и красотой. Пожалуй, до этой куклы я не верила, что такое действительно возможно у нас.

2. Лидия и ее малютки.
Удивительные, необычные и трогательные.

3. BOXX.
Я не так давно, всего год назад, узнала о ее куклах, но их пронзительная архетипичная красота поразила меня. Потрясающе, когда в творчестве человек идет своим собственным путем и создает практически шедевр.

Что главное отличает этих кукол?
Прежде всего, самобытность. Эти куклы — не попытка тупо скопировать японские/корейские образы, это самостоятельная творческая работа.
Вы, конечно, возразите, что фавной и темных эльфов на рынке полно, да и девушки с нестандартной фигурой появляются все чаще. Да только эти работы появились на свет ДО зарубежных аналогов. Это потом уже зверолюди и серокожие мужики распространились со скоростью телеграфа.
Наверно, Маэглин и Лидии стоило с самого начала выдавать себя за корейцев ))
Кстати, самой первой куклой, которую можно было по праву назвать БЖД, стала Аура, созданная Legend.
Вот она какая:

Но вернемся к нашим "баранам". Факт остается фактом. Отечественный «куклострой» по-прежнему, спустя почти пять лет, находится на уровне единичных кукол и далек от всемирной славы. Как ни горько это признавать.
Что же мешает?
1. Укоренившиеся стереотипы. Хорошее может быть только японское/корейское/на крайний случай китайское, только фирмА. Это приходилось слышать даже в отношении одежды, пошитой трудолюбивыми швеями Доллмора/Сума, что уж тут говорить о куклах. Мне часто кажется, что сайт на английском языке с географией «Сеул» в профиле существенно помог бы большей части русских мастеров.
Можно возразить, что не все так падки на «заграничное». Ну да, не все. Но 1-2, даже 10 кукол не накормят мастера. А остальные потенциальные клиенты, можно к гадалке не ходить, понесут свою ежемесячную дань Сум, потому что там же дают пятисотого точно такого же тиника ))
2. «Эффект болота», как я это неполиткорректно называю. Давайте-ка все вспомним, как это происходит ) Пока ты «собираешься» делать куклу — тебя все поддерживают и хвалят. Но не дай бог от слова перейти к делу. Редко какой «дизайнер», «человек с художественным образованием» или просто «сведущий в искусстве» пройдет мимо, не высказавшись по поводу кривой анатомии и некрасивого лица. Неудивительно, что большинство потенциальных скульпторов предпочитают годами «выбирать фурнитуру» и рисовать эскизы — положительных эмоций с этого гораздо больше.
3. Перфекционизм настоящих мастеров. Люди готовы годами полировать одну единственную голову, в то время как те, кто «не заморачиваются», уже вовсю продают. Не заморачиваются обычно китайцы...
4. Ну и трудности отливки их полиуретана в домашних условиях, куда же без них. Останавливаться на этом подробно не вижу смысла, те, кто когда-либо пытался делать кукол, знают это все не хуже меня.
По сути, у мастеров есть только два пути:
1.Делать качественно, но дорого. Эксклюзивные фарфоровые и керамические куклы — это красиво, но о каком массовом производстве можно говорить при такой стоимости материалов и работы?
2.Максимальное удешевление материалов и процесса. Можно я не буду приводить примеры? Мне лично не хочется, чтобы лицо русской шарнирки было дешевле, чем китайские игрушки.
Я когда-то мечтала, что вот когда-нибудь на пати будут презентовать свои новые работы мастера кукольники, и от желающих их купить отбоя не будет.
Возможно ли это? Есть ли настоящее будущее у русской шарнирки.
Раньше я думала, что да. Теперь скорее, что нет. Можно долго рассуждать об искусстве, но кукла — коммерческий продукт. Пока их не будут массово покупать, расцвета производства не будет. А вкладывать деньги в производство без особой надежды продать продукт мало кто решится.
Вот такой вот замкнутый круг.
Увы и ах, проект «русская шарнирка» движется ни шатко ни валко, и до расцвета нам, похоже, еще годы и годы (если этот расцвет вообще когда-нибудь наступит).
@темы:
статьи,
авторская шарнирка,
русское bjd-комьюнити
Далее, идет список затыков, которые мешают развитию русской шарнирке ... И тадам, внезапно, ваше вступление есть идеальный пример затыка
Да, вы указали достойных. Но это очень как бы сказать то, вкусовщина
В общем, вы уж простите, но статья больше подходит как личное мнение в собственном дайри. Я могу быть не права, заранее извините.
но тут скорее новаторство шарнирное чем стилистическое
Примеров? Так их много.
Я не про кучку тем на клабе и дп. Если говорить о покупаемых, то их явно больше.
Наличие очередей тоже есть некий показатель востребованности. Вы извините, я сейчас без картинок(с телефона пишу)
Kcdoll
Elena aki
Usik
Anna kucherenko
Anchi (.считаем за нашу?)
Шельма
Я не говорю о том что это мои фавориты, я том что продают, работают, куда- то идут, совершенствуются
А в статье три мастера и все..... С таким подходом вообще ничего не останется
Не я знаю. Я пафосная. Но мне хочется чтобы помимо "пюнс - французская шарнирка" было и что-то такое для нас. Продаваемость это это только показатель комерческой состоятельности не более. Бутлегов вон тоже покупают потому что дешевы. Так что считать что лицо Китайской шарнирки состоялось?
Те же РезинСоулы и кучка других китайских фирм уже не в счет?
Мне кажется, что дело в стилистике. Большая часть людей в хобби все-таки не коллекционеры в полном смысле этого слова - подбирают кукол парами, семьями, да и просто так чтобы они адекватно смотрелись вместе. Куклы Лидии и Boxx рядом с любой азиатской шарниркой будут смотреться как представители популяций разных планет. Маэглин вроде бы принципиально не тиражирует кукол, да и тираж Ауры так и не случился к сожалению.
С одной стороны азиатская стилистика для русского (да в общем и любого европейского) ума сложна и неосвоена. С другой - именно эта стилистика привела в хобби львиную долю его адептов. Как вы сами сказали, подавляющее большинство современных отечественных мастеров шарнирок пришло к ним от авторской куклы, а там стилистика и стандарты совершенно другие.
Единственный действительный затык - сложность тиражного производства. Ну нет у нас в стране ни подходящих материалов, ни людей умеющих с ними работать 8( Но я думаю, что со временем либо это все появится, либо народ освоит отливку в Азии.
И мне кажется логичным критическое отношение русского сообщества к попыткам русских же мастеров запустить тиражи. Сообщество - потребители, а потребитель хочет... well... девчонку в пару своему Dollshe, по цене и ттх сопоставимую со средней азиатской шарниркой. Это конечно не оправдывает потоки жесткой критики, выливаемой на авторов, но это, к сожалению, обычная манера общения в нашей стране.
Это не значит что мастера должны дружно кинуться этот потребительский запрос удовлетворять - разумеется каждый волен делать то, что ему по душе. Просто я считаю нелогичным ожидать бешеного спроса на фарфоровых кукол с полность готовым образом в среде почитателей пластиковых кукол с возможностью кастомизации.
Я думаю, что со временем такое предложение появится. Все будет, не сгущайте краски)
Есть авторские шарнирные куклы, и есть аБЖД, с определенной сложившейся стилистикой. Большинство авторов у нас работает именно в первом ключе, и с бжд связаны разве что исторически - стоит ли сравнивать совершенно разных по сути кукол только по принципу устройства шарниров? Тогда в одной куче окажутся и привычные нам азиатские шарнирки, и сибаритки, и куклы Марины Бычковой, и немецкие фарфоровые куклы 19 века.
Хотя да, я понимаю, что "критерии бжд" это больной вопрос.
Куклы Лидии и Boxx - это именно авторки, им ни к чему ни массовый тираж, ни отливка в полиуретане и кастомайз покупателями. Из тех кукол, которых я помню, именно бжд можно назвать кукол Julya_magic, Мартина Boxx (но никак не Оми), и sŋæffel expecto.patronum. В общем-то, куклы Маэглин тоже попадают в эту категорию, но без сделанного образа это будет не очень качественная кукла, и по устройству шарниров, и по анатомии.
В статье отсутствует фраза "обзор всех выпускаемых русскими мастерами шарнирок", зато присутствует "которые мне не стыдно было бы показать". К чему бы это? К тому, что упреки в субъективности абсолютно справедливы. Это исключительно личное мнение человека, который следил и следит за русской шарниркой с самого начала этого хобби в нашей стране.
Не раз я приглашала мастеров на пати, уговаривала что-то принести, показать людям - потому что надеялась, что это даст толчок к развитию именно массового производства шарнирок у нас. Увы, этого пока не произошло.
Притворяться, что я в абсолютном восторге от тех кукол, что больше всего продаются, я не стану. Потому что не считаю, что они лучшие. ^^
Короче я смотрю как-то пессимистично.
Собственные производства по-моему временное явление. На полноценное технологичное производство нужны ооооочень серьезные затраты, а производство на коленке в гараже обычно вызывает у автора такие проблемы со здоровьем, что уж проще отправить мастермодель неведомым китайцам (Лиликет как пример)
По ценам - смотрим прайс того же Дольше, прибавляем туда всяческую логистику и прочие сопутствующие затраты, делим на тираж. При тираже штук в 20 затраты вполне окупаются, и цена для покупателя остается вполне на среднем рыночном уровне, ну может немного дороже. Вопрос в том чтобы создать такую куклу, которую захотят 20 человек и больше.
Тут мы возвращаемся к теме творчества против продаваемого продукта. Если хочется работать на целевую аудиторию бждшников и делать тиражи - будь добр, делай бжд. Хочется свободного творчества вне рамок бжд-стилистики - ищи другую целевую аудиторию.
Я конечно не говорю, что все тут же должны подстроиться под стилистику азиатских корифеев. У той же Марти или Лиликет куклы весьма оригинальные, но не настолько принципиально отличающиеся от общей массы бжд как, например, куклы Лидии.
Просто бжд-хобби само по себе у нас существует еще очень недолго. Да и народ у нас в большинстве не любит ходить по непроторенным тропам. Но многие уже пробуют тиражировать кукол в полиуретане самостоятельно, некоторые товарищи даже уже отправили мастер в Азию, и довольно успешно 8) Думаю, этот опыт подстегнет других.
Когда-то у нас боялись карточку себе завести и пейпал к ней прикрутить, а сейчас многие навострились даже на иностранной вторичке что-то продавать)
Да и вообще, ну давайте мыслить позитивно))) Очень хочется достойных русских шарнирок *__* А мысль, говорят, материальна)
Так и здесь. Если кто-то что-то сделал, то кто? Я знаю только про Julya_magic. Просто потому что сама на ее блоге видела формы и рассказ про процесс. Это я не намекаю на то, что ты говоришь не правду. Это я настойчиво требую имен, потому что именно они и есть для тех кто делают кукол, но пока не льют стимул лить. Согласись разная петрушка - а вот Маша и Вася отлили кукол в Китае. Или - А некоторые очень даже где-то льют. Так глядишь владелец соо пойдет возьмет пару интервью и мысль и впрям станет материальной.
Касательно продаж, не думаю что продажи кукол сделаных на основе шарнирной системы завязаны исключительно на привычную глазу стилистику. Иначе не начали бы как грибы по висне лезть грушепопые, дети бухенвальда, раки желудка и прочие стилистические изыски. Рынок на данный момент переполнен и чтобы продаваться нужна отличная от массы стилистика. Давайте на миг представим что камаз с пряниками навернулся перед нами - приходит Лидия и говорит: вот теперь я продаю двух своих кукол как базовых в полиуретане. С меня голая собранная кукла. С вас 600$ Что-то мне кажется что выясниться что кризис не помеха
Хм, а есть ли будущее у РФ? Я серьёзно...
Китайцы живут всё зажиточнее, и если наше государство догадается выйти на рынок с предложением самой дешёвой рабсилы вкупе с качественностью услуг, то отливать шарнирных кукол ВСЕ будут здесь, а не у Доллше или ещё где. Тогда и будущее будет.
В противном случае, куклы останутся здесь элитным нечастым баловством.
Насчет того кто в азии отливал не скажу пока, не уверена, что можно. Либо автор сам сюда придет и расскажет, либо скоро это станет известно) Честное слово!))
приходит Лидия и говорит: вот теперь я продаю двух своих кукол как базовых в полиуретане. С меня голая собранная кукла. С вас 600$ Что-то мне кажется что выясниться что кризис не помеха
Ну вот да, это как раз то, о чем я говорю - ттх станут аналогичны азиатским шарниркам, как следствие спрос среди любителей бжд повысится. А уж если она будет привычных сантиметров 40-60 высотой - вообще с руками отрывать будут, все-таки большие куклы популярнее маленьких.
А стилистические изыски конечно лезут, но настроение по-моему остается. Мне так кажется, не уверена что смогу внятно это обосновать. Все равно влияние азиатских канонов стилизации (не аниме, а вообще манеры изображения, присущей азиатам) ощущается.
808080, неожиданное, внезапное, я бы даже сказала, замечание. и удивительно подходящее к теме разговора. А можно узнать, в каком городе Китая вы живете и кем работаете? А то я в свое время удивлялась, чего же мигранты, которые на шанхайских вокзалах на картонках спят, не знают, какие они зажиточные.
Впрочем, это так, офф-топ.
Доделан в сентябре 2009 года. Первые девочки Лидии сделаны еще в 2008. Летом 2009 Boxx доделывала вторую версию Мартина. Просто не все работы засвечивались.
Кроме того, если мы говорим о работах, с которыми не стыдно выходить на международный рынок - то какое значение имеет, когда и кем она сделана? Можно говорить только о качестве результата.
Bianca Neve, я не холивара ради! Правда. мне самой эта тема крайне интересна, потому и комментирую
вы говорите " не стыдно показать"
вам лично
кстати, а чем принципиально должна отличатся русская шарнирка от азиатской?
допустим европейских кукол можно не всех узнать. Но в целом все работы идут корнями в азию. Потому я этот момент принципиально не понимаю "русская шарнирка"
Думаю что у нее за эти деньги и фарфоровых бы скупали пачками. Просто фарфоровые под самостоятельную доводку ни как не катят. А за ту цену что они стоят их мало кто себе может позволить. Тиники и прочая мелюзга тоже популярна. Больших кукол чаще показывают на фото. И только. Видимая часть сообщества вообще не показатель популярности. Достаточно посмотреть что в свое время только по данным ДОА у Сумов купили 200 гелиотов. В реальности цифра должна быть больше. И где все эти куклы? У меня дома 5 тиников и кто об этом знает? Так что нет, формат 40 и выше мне кажется надуманным.
808080, не мучайтесь. Езжайте жить в Китай. Там уже и дешовые БЖД готовы.
Что же до того, что другим не стыдно "другое показать", так я же только за )) Если бы я хотела просто сидеть на своем мнении, то стала бы я тратить столько времени на статью? ))
Наверное, мне действительно хочется, чтобы меня разубедили. А то дописала я статью и огорчилась - уж больно все грустно получается. Столько лет прошло, а воз и ныне там.
Suhmat, извините, я не понимаю, о чём Вы.
Будущее есть не только и не столько там, где дешевизна, или изобилие, или крутые скульпторы. Будущее там, где есть промышленность, производство. Где автор при желании может надёжно, вполне качественно и не за дурьи деньги сделать тиражик своих креатюр.
Мне казалось, что не хватает еще двух. Или я просто не знаю критериев отбора?
Представленные в посте работы - личная подборка автора статьи.
Я лично из представленных трех знаю только последнюю... А при словах "русская шарнирка" вспоминаю прежде всего Сорерс и еще одну девушку, выпустившую некоторое время небольшой тираж своей девочки... К сожалению в упор не помню имя =(
Представленных в первом посте кукол ни за что бы не купил. Кукла, особенно БЖД-это не только тело. Но и глаза, парики, одежда. Сапоги, опять-таки кожаные. Если у всех будут тонконогие эльфики или сатиры, то кто будет покупать кожаные спаоги, которые я шью?!!!
Список проблем я вижу так:
1. Укоренившиеся стереотипы. Хорошее может быть только японское/корейское/на крайний случай китайское, только фирмА.
Такая же фигня и с русской мангой.
Вот много ли вы знаете русских мангак?..вот и не удивляйтесь, что не так много людей знает русских кукольников... -_-
Решается путём воспитания людей (потребителей). И кооперацией.
На целый том манги нарисует не всякий художник., зато главу-другую- вполне. И выпускается небольшой альманах, который и продать и развести по городам и весям проще.
В нашем городе есть постоянная выставка- "кукольный дом", где продаётся всевозможная авторская кукла. В результате горожане хотя бы знают само словосочетание-авторская кукла".
2. «Эффект болота», как я это неполиткорректно называю.3. Перфекционизм настоящих мастеров.
По сути-одно и то же. Выход? не слушать "добрых советчиков", чаще постить свои вещи на забугрные сайты- там и похвалят и поддержат.
4. Ну и трудности отливки их полиуретана в домашних условиях, куда же без них. Вот не понимаю, чего ж так на полиуретане свет-то сошёлся?! Фурсквад морды для фуррьсьютов из силикона льёт, "Резинсоулы" кукол-из пластмассы какой-то...
Мне кажется, что дело в стилистике. Просто я считаю нелогичным ожидать бешеного спроса на фарфоровых кукол с полность готовым образом в среде почитателей пластиковых кукол с возможностью кастомизации.
Мне тоже так кажется. Вот всё красивые вещи наши делаю, но чудоковатые. Им сложно придумать характер, окружение. Ну и стаффа-одежды-париков им фиг найдёшь, а сами не фсе крафтят, у иных руки из глютеуса растут (чем не идея для авторской куклы?).
Мораль: сначала нормальных бы кукол научились делать, а потом уж выёживались.
Да, тут мне сунут под нос этих...ну...блин, забыл...у них там то человечкооленёнок с рогами-вешалками, то грушезадые, то дистрофики там. Но! Вот посмотрите, у кого такие "финтифлюги"-первые куклы? Обычно их покупают те, у кого уже немаленькое стадо пасётся.
Так вот, критерий. БЖД для покупателя должна быть такой, чтоб даже при выборе первой-единственной он обращал на неё внимание.
1.Делать качественно, но дорого. Эксклюзивные фарфоровые и керамические куклы — это красиво, но о каком массовом производстве можно говорить при такой стоимости материалов и работы? 2.Максимальное удешевление материалов и процесса. Можно я не буду приводить примеры? Мне лично не хочется, чтобы лицо русской шарнирки было дешевле, чем китайские игрушки.
А почему бы не улучшить качество проработки за счёт стоимости материала?
Это десять лет назад полиуретан был единственным-неповторимым, а сейчас кучу всяких смолок наизобретали..
А ещё вот гипотетический пример.
Куплю я БЖД малоизвестной китайской фирмы. Развинчу, засуну в гипс, сниму форму, сделаю копию. Копию сделаю из пластика для конструирования и быта, 1500 за кг. Потрачу себестоимости 2,5-3 килорубля.
Потом распишу куклу под хохлому, заставлю рабынь шить ей сарафан и кокошник. Сафьяновые сапожки ей сделаю.
И продам на базаре тыщ за 6-7.
Вот вам и русская БЖД :Р
Ладно, про гипотетическую ситуацию можете не отвечать. А как насчет остального?